Перечень наиболее часто задаваемых вопросов

Опубликовано на сайте 18.03.11.

Вопрос

Может ли бюджетное учреждение распределять расходы на услуги (коммунальные, транспортные, связи) пропорционально объему доходов, полученных от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов?

Ответ

Пунктом 3 ст. 321.1 НК РФ установлено, что если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

Если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, не предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности. При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

Таким образом, пропорциональное распределение расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, осуществляется в случаях:

— если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение указанных в п. 3 ст. 321.1 НК РФ расходов за счет двух источников;

— если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, не предусмотрено финансовое обеспечение указанных в п. 3 ст. 321.1 НК РФ расходов.

В последнем случае в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

В случаях если финансовое обеспечение указанных в п. 3 ст. 321.1 НК РФ расходов предусмотрено только за счет бюджетных ассигнований, следует руководствоваться пунктами 1 и 2 ст. 321.1 НК РФ, в соответствии с которыми сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению.

Так как Ваша организация финансируется за счет областного бюджета, который является единственным источником финансирования, и бюджетными ассигнованиями предусмотрено финансовое обеспечение расходов, указанных в Вашем письме,  то в целях налогообложения Вы обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Так же следует учитывать,  что в  составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.


 

Вопрос

Наша организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Работая с сфере ЖКХ, получаем доход в виде сбора с жильцов платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.  Также в  квитанциях указывается плата за отопление, воду, свет, мусор, лифт, стоимость которых мы перечисляем поставщикам этих услуг согласно выставленных ими счетов-фактур. В связи с тем, что коммунальные услуги оплачиваются жильцами не полностью, мы гасим задолженность перед поставщиками услуг за счет собственных доходов. Какие доходы мы должны учитывать при расчете единого налога при УСН — плату с жильцов в полном объеме или только за содержание и текущий ремонт? 

Ответ

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 249 и 250 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

Статьей 249 НК РФ определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

На основании пп. 3 п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать такой способ управления многоквартирным домом, как его управление управляющей организацией.

В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Исходя из этого суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет оказывающей данные услуги организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

При этом доходы указанной организацией уменьшаются на расходы по оплате услуг сторонних организаций (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), в том числе по оплате услуг специализированных ресурсоснабжающих организаций, при условии их соответствия критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

Подпунктом 9 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, в случае если предпринимательская деятельность управляющей организации исходя из договорных обязательств является посреднической деятельностью по закупке по поручению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Если указанная деятельность не является посреднической, то доходом управляющей компании будут являться все поступления от квартиросъемщиков.

Принимая во внимание то, что по оплате коммунальных услуг всегда имеется задолженность, то здесь следует учитывать следующее.

Так как Ваша организация применяет кассовый метод определения выручки от реализации услуг, то доходом в этом случае будет являться только сумма поступивших денежных средств от квартиросъемщиков.  При этом на расходы должна быть отнесена сумма затрат только по оплаченным коммунальным услугам.


 

Вопрос

Можно ли при исчислении налога на доходы предоставить сотруднице вычет на ребенка своего супруга? 

Ответ

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) с 1 января 2009 г. стандартный налоговый вычет в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется:

— на каждого ребенка налогоплательщиков, на обеспечении которых он находится и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;

— каждого ребенка налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя.

Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 280 000 руб.

Налоговый вычет предоставляется родителям и супругу (супруге) родителя, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

Таким образом, общий размер стандартного налогового вычета, предоставляемого на каждого ребенка родителям, находящимся в зарегистрированном браке, равен 2000 руб. Стандартным налоговым вычетом в размере 1000 руб. может воспользоваться родитель, с которым проживает ребенок. Такое же право имеет супруг (супруга) независимо от факта усыновления (удочерения) этого ребенка.


Вопрос

Почему налоговая инспекция начисляет мне транспортный налог на угнанный автомобиль, который так и не нашли и, соответственно, мне не вернули?

Ответ

Статьей 357 гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ установлено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от факта регистрации транспортного средства на физическое лицо, а не от факта наличия у него данного транспортного средства.

Подпунктом 7 п. 2 ст. 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по транспортному налогу не являются транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Таким документом является справка об угоне, которая выдается органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж) транспортных средств.

Согласно Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной Приказом МВД России от 17.02.1994 N 58, розыск автотранспортных средств осуществляют органы внутренних дел Российской Федерации, которые и выдают справку об угоне зарегистрированного на налогоплательщика транспортного средства.

Следовательно, при представлении в налоговый орган подлинника указанной справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения.

При этом следует иметь в виду, что угнанное транспортное средство не является объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска.

В случае отсутствия у налогоплательщика справки об угоне зарегистрированного на него транспортного средства, выданной соответствующим ОВД, но при наличии у него каких-либо иных документов, подтверждающих факт угона, правомерность освобождения его от уплаты налога за это транспортное средство налогоплательщику следует доказывать в суде.

Согласно п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», по заявлению собственников транспортных средств, находящихся в розыске, по факту хищения которых возбуждены уголовные дела, такие транспортные средства снимаются с учета на основании письма органа предварительного следствия и дознания, осуществляющего расследование, о прекращении или приостановлении уголовного дела.

Так, если в ходе предварительного следствия, назначенного по уголовному делу, возбужденному по факту угона транспортного средства, лицо, виновное в угоне транспортного средства, не установлено, то согласно положениям п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса РФ в этом случае может быть вынесено постановление о приостановлении производства по данному уголовному делу. При этом, как следует из положений п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ, лицо, на которое зарегистрировано угнанное транспортное средство, вправе (на основании письменного запроса в ведущий следствие ОВД) получить копию указанного постановления, что послужит основанием для снятия автомобиля с регистрационного учета.

В случае если следствие не будет приостановлено, то в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело по факту угона транспортного средства прекращается в связи с истечением срока давности уголовного преследования по данному преступлению, установленному ст. 78 Уголовного кодекса РФ.

Соответственно, лицо, на которое зарегистрировано угнанное транспортное средство, обратившись по истечении указанного срока с запросом в соответствующий ОВД, может получить копию постановления о прекращении уголовного дела и на этом основании снять с регистрации угнанный автомобиль.

Вплоть до месяца, в котором транспортное средство, уголовное дело, по факту хищения которого прекращено, будет снято с учета в ГИБДД, лицо, на которое это транспортное средство зарегистрировано, в соответствии с положениями ст. 357 НК РФ считается плательщиком транспортного налога.

Данная позиция подтверждается письмами Минфина России от 26.11.2008 N 03-05-06-04/71, от 03.07.2008 N 03-05-06-04/39, от 06.05.2006 N 03-06-04-04/15 и от 01.04.2008 N 03-05-05-04/05 и поддерживается судами (Постановления ФАС СЗО от 03.09.2007 N А56-50465/2006; ФАС УО от 27.10.2008 N Ф09-7763/08-С3, от 04.09.2008 N Ф09-6258/08-С3, от 18.10.2007 N Ф09-8501/07-С3).

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость именно от регистрации транспортного средства, а не от его фактического наличия у налогоплательщика. Для того чтобы налог по угнанному (украденному) автомобилю не начислялся необходимо ежегодно представлять в налоговый орган справку соответствующих органов о том, транспорт находится в розыске или снять транспортное средство с учета.

Подтверждать нахождение транспортного средства в розыске обязанность налогоплательщика то есть Ваша, также как и снять транспортное средство, зарегистрированное на Ваше имя, можете только Вы, а не налоговая инспекция.


Вопрос

При перерегистрации ККМ с одного предпринимателя на другого возник следующий вопрос: можно ли, пока ККМ снята с учета, и пока она не зарегистрирована на новом предпринимателе, обнулить значение фискальной памяти? Наш ЦТО не обнулило значения, и клиент высказал по этому поводу нам претензию. Мы объяснили, что так делать нельзя, это противоречит законодательству РФ. Просим пояснить, все ли правильно мы сделали и что грозит ЦТО и его клиентам за такие операции с ФП.

Ответ

В соответствии с пунктами 49-50 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 10.03.2009 № 19н (далее — Регламент), при снятии с регистрации контрольно-кассовой техники (ККТ) снимается фискальный отчет за последние 3 года эксплуатации ККТ, а также краткий фискальный отчет за весь период эксплуатации ККТ.

При снятии с регистрации контрольно-кассовой техники составляется акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков (№ КМ-2), подписанный специалистом структурного подразделения налогового органа, ответственного за исполнение государственной функции (прием документов от пользователя, рассмотрение представленных документов, осмотр ККТ, ее фискализация и регистрация, перерегистрация, снятие с регистрации ККТ) и в паспорт контрольно-кассовой техники вносятся данные о пароле доступа к фискальной памяти контрольно-кассовой техники, а также отметка о снятии контрольно-кассовой техники с регистрации, заверенная печатью территориального налогового органа.

При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» значения фискальной памяти ККТ являются коммерческой тайной, соответственно следующий пользователь ККТ не должен обладать данной информацией.

Согласно пунктам 39-42 Регламента специалист структурного подразделения налогового органа, ответственного за исполнение государственной функции, в согласованное время проводит осмотр контрольно-кассовой техники, ее фискализацию и регистрацию в территориальном налоговом органе или по месту установки контрольно-кассовой техники.

После осмотра контрольно-кассовой техники проводится ее фискализация.

При фискализации контрольно-кассовой техники вводится пароль доступа к фискальной памяти, проверяется работа всех счетчиков и наличие необходимых реквизитов на кассовом чеке, отпечатывается чек на сумму 1 рубль 11 копеек и снимается первый Z отчет. Данные документы вместе с заявлением о регистрации контрольно-кассовой техники хранятся в территориальном налоговом органе в течение 5 лет.

После фискализации специалистом структурного подразделения, ответственного за исполнение государственной функции, и пользователем подписывается акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины  (№ КМ-1).

Учитывая изложенное, значения фискальной памяти ККТ, снятой с учета в налоговом органе, обнуляются только при регистрации данной ККТ в налоговом органе с составлением акта № КМ-1, подписанного должностным лицом налогового органа.


Перейти к верхней панели